Баня в русских народных сказках: символ чистоты и волшебства

В каждой четвертой-пятой русской народной сказке есть упоминание о бане. Где-то она вводится в действие вскользь, где-то баня – центральная фигура повествования. Иногда баню собираются использовать по прямому назначению, для мытья, иногда – для попытки умерщвления главного героя, как место засады, а есть сказки, где баня – средство исцеления.

Сказки – древнейшее наследие

Почему баня так часто упоминается в бывшем устном, а теперь уже и письменном народном творчестве? Сказки выучивались наизусть и передавались от поколений к поколениям, так продолжалось веками и тысячелетиями. Сказки, сказания – не просто развлечение, а удобный способ передачи исторической, религиозной и мистической информации.

Не зря славянские народы считаются самыми образованными и умелыми для своего времени, а их религиозные служители – волхвы, по многим данным, владели огромным количеством информации, причем многие знания впоследствии были утеряны. Ученики волхвов должны были с малых лет заучивать наизусть различные предания, в том числе и сказочные.

Сказки рядовому человеку всегда было легче воспринимать. Точнее, легче запоминать и понимать информацию, заложенную в сказочные предания. Это касается детей в большей степени, но и многие взрослые лучше усваивают сложные данные в игровой форме. Современный научно-популярный фильм – не унылое перечисление характеристик, допустим, трактора, а зрелищный, динамичный ролик с участием этой полезной тяжелой техники.

Так и сказки тысячелетия назад давали понять, что можно делать в жизни, а что нельзя, где правда, а где кривда. Но что же баня, в чем смысл упоминаний в сказках о ней?

Баня – часть жизни наших пращуров

Наличие всевозможных видов банных сооружений подтверждают археологические раскопки стоянок племен скифов и сарматов две-три тысячи лет назад, а позже появляются документальные подтверждения приверженности славян к парению в бане.

У кочевых народов были походные бани, быстро устанавливаемые и снимаемые, оседлые славяне строили стационарные домики для мытья, но важно то, что наши предки не представляли жизнь без бани и банных процедур. Все это отразилось в сказках.

Все оседлые персонажи, у которых есть дом или его подобие, перед планируемым употреблением героев в пищу намереваются их отмыть. Приверженность наших предков к гигиене перешла в сказках даже к отрицательным персонажам. Например, баба-яга во многих сказках отправляет в баню то сестру с братом из «Гуси-лебеди», то присланную злой мачехой девочку. Обычно героям помогает избежать гибели различные волшебные помощники, такие как кот, отвечающий злой бабке из бани вместо девочки и др.

Интересно, как доблестные молодцы отвечают злым колдуньям во время первой встречи. Вообще, баба-яга встречается в половине русских народных сказок. Она олицетворяет границу между миром живых и мертвых. Главная колдунья не то чтобы совершенно плохая, она просто не очень любит человеческое племя, но иногда на определенных условиях помогает выполнить практически безнадежные задания. Так вот, баба-яга, когда обнаруживает в своей избушке человека, то первым делом собирается его съесть, но герой избегает немедленного «съедения», просто попросив у бабки помыться, поесть и попить!

Добрый молодец говорит, мол, ты вначале баньку истопи, потом накорми, напои, а после разговоры будем вести. Удивительно, но ведьма послушно исполняет требования и в большинстве случаев помогает герою. Конечно, не баня тому причина, а весь комплекс условий. Видимо, после того как богатырь попарился, поел-попил, он стал «своим», неприкосновенным.

Из этих сказок видно, что добровольные гости бабы-яги или ее невольники – все должны побывать в бане. Зачем это указывать? Прививать любовь к чистоте надо с детства – и что может быть лучше сказок! Ребенок, с малых лет слушающий истории про добрых и злых героев, а также о том, как они отправляются в баню как минимум захочет узнать, что это такое. Если родители в этом не откажут, то дети обретут крайне полезную привычку париться в настоящем русском народном оздоровительном центре – бане!

Баня – опасное место?

Во многих сказках говорится о том, как героев пытаются заманить в баню, а там погубить, разжигая страшный огонь. Так происходит в сказках «Иван – мужицкий сын», «Летучий корабль» и «Иван Быкович», причем в последней сказке баню топили три месяца. Героев спасают волшебные существа или предметы, замораживающие раскаленные бани.

Отчего в средоточии чистоты и здоровья, каким представлялась (и вполне справедливо) нашим предкам баня, происходили такие страшные вещи? Возможно, повлияла славянская мифология, где описывается волшебное существо, живущее в бане – Банник. Дух бани – довольно враждебный по отношению к людям, в отличие от Домового и Овинника, коих надо было звать на помощь, если попал под горячую в прямом смысле руку Банника. С Банником можно было жить в мире, для этого стоило оставлять ему после каждого купания прогретую парилку, кадку чистой воды, веник.

Но отчего в сказках героев заманивали в баню могущественные персонажи, ведь они могли лишить жизни проще, в бою или подослав лихих людей? Скорее всего, смерть в бане могла считаться «несчастным случаем», не вызывающим подозрений. Ведь в те годы все знали, что если не угодил Баннику, то он может запарить насмерть, обернувшись родственником или знакомым.

Лечебная роль бани

В сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды», ставшей, кстати, прообразом для «Сказки о царе Салтане…» Пушкина, Иван-царевич излечивает незрячие глаза своей матери. А делает это он в бане! В других сказках также упоминается лечебная сила бани и горячего пара.

Наши предки издавна считали баню лекарством от всех болезней, и в большинстве случаев были правы. В Киеве начала второго тысячелетия христианские священники официально призывали киевлян строить больше бань, уже тогда понимая их пользу. В Европе еще несколько столетий будут в столицах нечистоты выливать прямо возле дома, и мыться только под дождем, а русские люди следили за чистотой и почти не болели.

Расписывать пользу от пара нет смысла, главное, что баня реально помогает, и это подтверждают все новые и новые научные исследования. Наши пращуры получили знание от волхвов, а может опытным путем определили пользу бани, что отразилось в народных сказках.

Баня – место засады и тайны

В сказке «Двое из сумы» владельца волшебной сумы, старика, отправили в баню попариться, а в это время подменили волшебный предмет на обычный. Старик, конечно, вернул имущество и наказал обидчиков, но суть в том, что от похода в баню никто и не думал отказываться, настолько чистота была в крови у русских народов.

В сказке «Притворная болезнь» царевна точно так же, с недобрыми намерениями, послала мужа Ивана в баню. Он пошел полежать на полке, но в итоге был сражен злым героем Пан Плешевичем. Сговор царевны и Пана Плешевича был, как и все злое в сказках, наказан, а добро восторжествовало. Однако баня вновь стала тем местом, куда герой точно пойдет по приглашению попариться.

Еще одна интересная сказка – «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». В ее сюжете нет смертоубийства в бане, но есть эпизод, в котором отец трех дочерей неохотно соглашается мыться в бане, потому что ночь и будет темно. Месяц его все же уговаривает, а сам просовывает палец в дырочку в стене, отчего в бане становится светло, а старик довольный уезжает. Здесь баня выступает, как простое средство показать могущество Месяца: он может ночь сделать светлой. Тем не менее выбрана именно баня, и это неспроста.

Ключевая роль бани в сказках и жизни

Баня в русских народных сказках встречается и как место очищения, и как средоточие чего-то необычного, волшебного и даже смертельно опасного. И недаром, ведь раньше в бане принимали роды, тут молодые очищались перед свадьбой и после нее. В бане и сейчас девушки гадают на суженого, а раньше это было повсеместно. Баня – часть дома, но всегда остается слегка отстраненной от обыденной жизни, ведь тут жили волшебные существа.

Так и в сказках: в бане происходят всевозможные события, хорошие и плохие, ведь баня – часть жизненного уклада и быта русской семьи.

Индивидуальный расчёт проекта бани
Наверх