Древнейшие бани на территории России
В первом известном нам историческом труде («История» Геродота) упоминается первая же баня, ставшая прообразом привычных для нас теперь банек. Речь в той главе идет о племенах скифов – древних народов античных времен, проживающих на территориях нынешней России и Украины. Эти времена относятся примерно к 450 веку до н.э. Можете себе представить, как давно люди открыли для себя очищающее и живительное свойство горячего пара?
Впрочем, это неудивительно. Вспомнить хотя бы так называемый каменный век. Из названия данного периода ясно, ЧТО являлось для человека основным орудием труда. Однако есть все основания полагать, что трудом сфера применения камней не заканчивалась. Экспериментируя с тем, как может взаимодействовать с раскаленными камнями холодная вода, наши предки уже тогда стали на шаг ближе к тому «банному» благу, которым мы с удовольствием пользуемся теперь. Просто документальные, если можно так выразиться, подтверждения этому люди получили несколько позже – из упомянутой уже работы древнегреческого историка.
Практически цитируя его труд, можно рассказать о древних банных процедурах скифов, которые, кстати, являются нашими далекими предками, примерно следующее.
СКИФСКИЕ БАНИ
Типичная баня скифов представляла собой трехногую юрту, изготовляемую из прочных толстых веток молодых деревьев. Обтягивалась «парилка», по разным сведениям, шерстяной или конопляной материей. Последняя по текстуре напоминала плотный лен, поэтому идеально подходила для таких целей. Натуральная шерсть, разумеется, также ценилась за ее естественное происхождение. Впрочем, в те времена, конечно, еще не было искусственных тканей.
Итак, полученный «утепленный» шалаш, или юрта, ставился на землю, а внутри помещался чугунный котел для камней. Зачем нужен был котел, многим непонятно, хотя есть предположение, что таким образом лучше сохранялось тепло. А бралось это тепло, собственно, вот откуда.
Снаружи бани-юрты специально назначенные на это дело скифы нагревали на костре крупные валуны. Их размер, как правило, соответствовал размерам юрты, которая могла быть рассчитана как на небольшое количество человек, так и на более крупную и веселую компанию. Нагрев особо крупных валунов мог продолжаться до 5 часов, после чего их заносили в юрту и помещали в приготовленный котел.
Вокруг котла внутри юрты помещались люди, а специальный человек (сейчас бы мы назвали его банщиком) периодически поливал камни водой. От них шел горячий пар, и скифы наслаждались теплом и чистотой. В воду добавляли разные травы для усиления эффекта очищения и оздоровления (теперь мы используем для этих целей эфирные масла).
В частности, Геродот писал в своем труде о семенах конопли, которые во много раз усиливали свойства пара, придавая ему особый аромат. Так принятие гигиенических процедур приобретало, в некоторой степени, форму ритуала. Веселье было неотъемлемой частью мытья для древних скифов, если, конечно, повод позволял: историки утверждают, что покойников также отправляли в последний путь только после принятия банных процедур.
Ритуальная составляющая и практическая польза
Стоит отметить, что хоть целью скифов и было, в первую очередь, очищение своего тела, в целом «банная» процедура во многом носила ритуальный характер. Данный оттенок усиливался, когда омовение паром было связано с каким-либо социальным событием в жизни племени – например, мыться надлежало после похорон соплеменника.
Праздничные события и мероприятия также были привязаны к «бане». Ну а что касается непосредственно чистоты человеческого тела, то скифы, будучи кочевым народом, периодически нуждались в удовлетворении этой первоначальной эстетической потребности. Кроме того, таким образом они проводили профилактику многих заболеваний. С тех пор назначение бань практически не изменилось, чего не скажешь об их конструкциях.
Баня и женская красота
В настоящее время редкая женщина не знает о том, какой мощной силой обладают парные процедуры, благотворно влияющие на состояние кожи. Регулярное посещение бани позволяет очистить и сузить поры, придать лицу ровный цвет и бархатистость, омолодить и подтянуть кожу на всем теле. Сжигание жиров при посещении парной идет в несколько раз быстрее, а процессы старения, напротив, приостанавливаются.
Наши женщины активно пользуются знанием секрета использования масок, скрабов и пилингов при посещении бани: в условиях горячего влажного воздуха поры открываются, и активным веществам проще проникнуть в кожу для исполнения своей великой миссии. Поэтому даже самый заурядный уход, приуроченный к посещению бани, способен творить чудеса за счет усиления эффекта от косметических средств в несколько раз.
Как об этом догадались скифские женщины – непонятно. И хоть тогда косметических средств еще не придумали, они не упускали возможности стать еще красивее, используя целительную силу природы. Кипарис, кедр, ладан и другие растения, содержащие эфирные масла, и другие активные вещества – все это активно шло в ход. Женщины растирали растения на горячих камнях с добавлением воды, а затем обмазывали полученной смесью все тело и лицо. Они могли оставить ее на ночь, а когда на следующий день смывали, то не могли нарадоваться на свою очищенную, обновленную и помолодевшую кожу.
«Мобильная» скифская баня в наши дни
Как уже говорилось выше, скифы, в основном, занимались тем, что непрерывно перемещались с места на место. Такой кочевой образ жизни не позволял им задумываться о вопросах недвижимости: наверное, это единственная причина, по которой этот славный народ не занялся в свое время строительством более основательных бань и парилок. Но зато, довольствуясь своими юртами, они соорудили из них максимально удобные для транспортировки сборно-разборные конструкции, позволяющие сделать хорошо там, где они (скифы) есть.
Такая мобильная баня, пройдя сквозь века, по-прежнему существует – можете себе представить? Не в первоначальном своем виде, конечно, но все же. Речь идет о том типе построек, которые на скорую руку порой возводят туристы, желающие принять банные процедуры на природе. Жерди, служащие каркасом юрты, обматываются полиэтиленом, а дальше все по схеме. Если построить такую баньку на берегу речки или озера, то можно прекрасно сочетать плавание в прохладной воде с «горячими» процедурами. Только вот от горячительных напитков в данном случае лучше отказаться, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему.
Минус такой баньки, разве что, в том, что камни не очень хорошо держат тепло, и хватит их «запаса» максимум на 2–3 захода. Впрочем, это же не так важно, правда? Главное, чтобы было весело, а скифские юрты уже выполнили свою миссию, приведя потомков скифов – древних русичей, наших предков – к идее строительства самой настоящей бани.
Потомки скифов и их первые бани
Русичи начали строительство бань уже в эпоху нашей эры, но это были простенькие постройки без организованного дымоотвода, то есть известные нам бани «по-черному». Привычные для нас бани «по-белому», комфортабельные, современные и чистенькие, появились несколько позже и не теряют популярности по сей день. Мы не сомневаемся в том, что либо у вас есть такая баня, либо вы мечтаете о скорейшем ее строительстве, однако вернемся все-таки к истории.
Разумеется, любая баня – это кладезь полезных для здоровья и самочувствия человека моментов. Здесь вам обеспечено и улучшение состояния органов дыхания, и «наладка» сердечно-сосудистых процессов и механизмов, и выведение шлаков. О пользе бани для женской красоты уже говорилось выше.
Оздоровительный эффект от банных процедур во многом обусловлен бактерицидной активностью пара, дополняющей великолепный эффект от прогревания. Но если возвращаться к «черной» баньке древних русичей, то здесь уровень антимикробной и противовирусной активности просто зашкаливал.
Существуют данные о том, что после эпидемии чумы в живых осталась только та деревня, в которой наши предки регулярно топили бани. Тогда «горячее» мытье уже стало хорошей и, как показала практика, полезной русской традицией. Это как раз и были бани, в которых дым выходил через дверь и небольшую отдушину, от которой тем не менее проку было мало: стены внутри бани совсем скоро становились черными.
Дело в том, что топили такие бани березовыми дровами, в которых в большом количестве содержится черный березовый деготь – сильнейший природный антибиотик. Фитонциды, пользу от которых мы ныне с удовольствием получаем, сидя в березовой бочке, в «черных» банях также витали в воздухе в избытке. Слизистая оболочка глаз раздражалась неимоверно, но зато в таких банях стерильным было все. Мощный лечебный эффект неудивителен.
Скифские камни в юртах порой тоже покрывались копотью, которая взмывала вверх и вызывала потоки слез, однако такого мощного оздоровительного эффекта при этом не наблюдалось. Что касается бань «по-черному», то истинные ценители по-прежнему не упускают возможности попариться в такой баньке, испытав на себе всю мощь целебного пара, который, как говорят в таких случаях, горчит.
В те же далекие времена потомки скифов, перенявшие от них любовь к бане, умудрялись париться прямо в печи, залезая в нее целиком. Отодвинув угли в сторону и постелив на их место соломки, они наслаждались теплом, периодически добавляя пара. Наверняка отсюда и пошло среди украинских потомков слово «лазить», применяемое во всех случаях, когда речь шла о банных процедурах.
Русский народ верен своей бане
Будучи далекими потомками этих изобретательных любителей попариться, мы тем не менее смогли сохранить верность этому пристрастию и модернизировать его в соответствии с современными возможностями. Сейчас в наших руках все карты для максимально комфортного и эффективного принятия банных процедур, а потому мы, наверное, самые счастливые люди!
Ведь банный культ существовал, существует и будет существовать в России всегда, так что у нас есть еще масса времени для того, чтобы в полной мере насладиться дарами наших бань.
И спасибо скифам за идею!